Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги на физлиц в Российской Империи и СССР». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Октябрьская революция внесла свои коррективы в налоговую политику советского государства и конкретно была сконцентрирована в направлении послаблений экономической базы буржуазии для того, чтобы с буржуазии взималась контрибуция. В этой связи принимались меры, которые были направлены на введение подоходного налога. При этом стоит обратить внимание, что в условиях Гражданской войны и натурализации народного хозяйства все без исключения хозяйства были освобождены от денежных налогов и взимались только в натуральной форме.
Советская экономика – не такая, как все
Налоговая система – важнейшая часть государственных финансов, которая определяет, насколько сильно государство участвует в экономике и насколько комфортно вести бизнес в стране.
Налоги существуют дольше, чем любое из известных государств. Их прообраз впервые упоминается в своде законов древневавилонского царя Хаммурапи, который датируется XVIII веком до нашей эры. Государство не может существовать без налогов, были они во все периоды истории России и СССР.
Советская экономика давала до 20% мирового промышленного производства, но построена была не так, как экономики других стран. Прежде всего, это структура экономики по форме собственности – доля государства в экономике СССР приближалась к 100% (условно негосударственными оставались только личные подсобные хозяйства).
Сборы и пошлины в СССР
Гербовый сбор ввели после принятия Декрета ВЦИК и СНК СССР от 16.02.1922 г. Его уплата происходила посредством покупки гербовых марок и их наклейки на регистрируемые государственными органами документы или покупки гербовой бумаги, на которой излагается текст документа. Важно отметить, что гербовый сбор мог уплачиваться даже наличными деньгами. К уплате гербового сбора не принуждались государственные предприятия, которые не платят промысловый налог, партийные, профсоюзные организации, а также научные и культурно-просветительские организации. Кроме того, освобождение от уплаты гербового налога получили лица, состоящие на социальном обеспечении и пр. Оплата гербового сбора производилась в твёрдых ставках с каждого вида документа, или в процентах к сумме сделки, которая указывалась в документе. В 1930 г. в связи с проведённой налоговой реформой гербовый сбор отменили, а точнее, заменили другими сборами и единой государственной пошлиной.
Октябрьская революция оказала некоторое воздействие на налоговую систему СССР. Пошлины после Октябрьской революции были отменены.
Кроме того, в 1920-е гг. отменили и некоторые сборы, носившие пошлинный характер. Таковыми стали судебные и нотариальные сборы, плата за регистрацию брака, выдачу паспортов, курортный сбор, пошлина с наследства, гербовый и пр.
На основе Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29.06.1979 г. «О государственной пошлине» и постановлении Совета Министров СССР «О ставках государственной пошлины» взимание государственной пошлины осуществлялось в двух формах: простая и пропорциональная.
Взимание пошлины происходило с исковых заявлений, которые подавались в суды, в органы Государственного арбитража, за совершение нотариальных действий, за регистрацию актов гражданского состояния, за прописку граждан СССР, за выдачу регистрационных удостоверений на занятия кустарно-ремесленными промыслами, за выдачу разрешение на право охоты и т.д.
Уплата госпошлины производилась специальными пошлинными знаками, или наличными деньгами. Кроме того, уплатить государственную пошлину можно было посредством перечисления денег со счёта плательщика на счёт учреждения, которое совершило действие или выдавшее документ.
В налоговой системе СССР также использовались таможенные вывозные пошлины и транзитные пошлины.
Введение ввозных пошлин в СССР произошло в 1922 г. Ставки этих пошлин были установлены в процентах к цене ввозимого в страну товара. В СССР вывозные пошлины в основном применялись при вывозе по разрешению Министерства культуры СССР произведений искусства или антикварных ценностей. Уровень транзитных пошлин был сравнительно незначительным, в большей мере они могли покрыть издержки по контролю за провозом через страну зарубежных товаров.
Следует отметить, что налоговая система на протяжении шестидесяти лет в СССР практически не менялась, только во время Великой Отечественной войны в неё были включены военный налог, налог на одиноких и бездетных граждан СССР.
Военный налог ввели уже в 1942 г., его уплачивать обязаны были граждане старше 18 лет. Плательщики в данной группе были поделены на несколько подгрупп: рабочие, служащие, колхозники, граждане, которые имеют собственные источники доходов, граждане, которые не имеют собственных источников доходов. В каждой группе были установлены особые правила ставки налога. Этот налог отменили после окончания войны, а именно в 1946 г.
В 1941 г. ввели налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР. Его взимали с лиц, которые достигли двадцатилетнего возраста и при этом не имели детей. Освобождались от уплаты данного налога мужчины старше пятидесяти лет, а также женщины старше сорока пяти лет. Сумма этого налога исчислялась на основе заработной платы, если она составляла 91 рубль и выше, то граждане должны были уплатить 6% с заработной платы.
Советская экономика – не такая, как все
Советская экономика давала до 20% мирового промышленного производства, но построена была не так, как экономики других стран. Прежде всего, это структура экономики по форме собственности – доля государства в экономике СССР приближалась к 100% (условно негосударственными оставались только личные подсобные хозяйства).
Из этого следует и другое отличие – налоги не были единственным источником для бюджета СССР. Достаточно весомая часть доходов шла в бюджеты напрямую из прибыли предприятий, а также от экспорта сырья за рубеж (что давало еще и валютную выручку).
Были привычные и сегодня налоговые ставки и пошлины, но также были нестандартные налоги (например, налог на холостяков). А еще советским гражданам приходилось фактически обязательно уплачивать и иные платежи – членские взносы в Комсомол, взносы в профсоюзы, до 50-х годов – покупать государственные облигации.
Налоговая система в период войны
С началом Великой Отечественной войны в СССР вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, его платили состоящие в браке женщины от 20 до 45 лет и мужчины от 20 до 50 лет, не имевшие детей. Для тех, кто зарабатывал более 90 рублей в месяц, он составлял 6%.
В 1941 году вводится надбавка в размере 100% к подоходному и сельскохозяйственному налогам, через год ее заменяет военный налог. Он рассчитывался в твердых суммах за год для разных категорий плательщиков и составлял от 100 до 600 рублей.
В 1943 году Президиум ВС СССР принимает Указ о повышении (тогда его назвали реформированием) подоходного налога. Например, если до этого рабочий с доходами от 151 до 200 рублей платил 1,20 рубля + 3%, то теперь налог был повышен до 2,25 рублей + 5,5%.
От Победы до «перестройки»
После окончания войны налоги постепенно снижаются или отменяются. Например, почти для всех был отменен налог на холостяков, в 1953 году снижаются ставки рыночного сбора, в 1956 году отменяется патентный сбор.
В середине 1960-х годов советские власти решили реформировать систему налогообложения в рамках программы коренной хозяйственной реформы.
В 1965 г. был установлен обязательный платеж государственных предприятий, получивший название «плата за основные фонды и оборотные средства». Вводится подоходный налог с колхозов. В 1966 году вводятся рентные платежи и затем платы за фонды.
В 1971-1975 гг. проведено снижение налогов с населения. Отменены налоги с заработной платы рабочих и служащих, получающих до 70 рублей в месяц. В 80-е гг. действовали местные налоги: с владельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств.
Какие налоги платили граждане в СССР
Автор: Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 29 июня 2020. Время чтения 18 мин.
На формирование принципов налогообложения во время Советского Союза влияла экономическая ситуация в стране. Многие сборы вводились по решению власти и были довольно странными – отчисления в бюджет за бездетность и садовые деревья у многих сегодня вызовут удивление. Но в основном платежи были схожими с современными: подоходный, транспортный, земельный, имущественный налоги – основные, которые выплачивали простые граждане. Большая налоговая нагрузка ложилась на жителей деревень – в разные годы с них взимались сборы по продразверстке и продналог, земельная рента, подворный и взнос со скота.
Октябрьская революция положила начало эпохе советской власти. Основной целью нового государства стало строительство бесклассового общества. Это явилось причиной глубокой трансформации налоговой политики. Одни обязательные платежи периодически сменялись другими. От того, какие налоги платили граждане в СССР в конкретный период, зависело текущее благосостояние народа в целом. Рассмотрим, действительно ли в советское время государство требовало от людей меньше, чем сейчас?
Мне предложили стать гражданином СССР, чтобы не платить по счетам
В середине 1960-х голов советские власти решили реформировать систему налогообложения в рамках программы коренной хозяйственной реформы. Прежде всего стоит сказать о подоходном налоге с колхозов.
Платили его по 2 объектам налогообложения:
- от чистого дохода (за минусом дохода, дающего рентабельность в 25%) – ставка составляла до 25% от облагаемого дохода;
- от фонда оплаты труда (за минусом 70 рублей на каждого работника) – ставка составляла 8%.
Другими словами, колхозы платили налог с прибыли, если она была достаточной, и налог с фонда оплаты труда – независимо от прибыли. Некоторые колхозы имели льготы.
Также была проведена реформа налогообложения прибыли всех предприятий, которые перешли на новую систему планирования – они теперь отдавали не всю свободную прибыль. Им нужно было уплатить за фонды и рентные платежи, а от оставшейся прибыли перечислить в бюджет лишь некоторую часть.
В 1980-х годах подоходный налог в СССР взимали по прогрессивной системе:
- 0,85% от суммы доходов более 80 рублей;
- 13% от суммы дохода более 100 рублей.
То есть, для большинства трудящихся ставка подоходного налога была такой же, как и сейчас.
С 1985 года в СССР начинается политика Перестройки. С точки зрения экономики происходит важнейшее событие – в 1986 году в стране разрешают индивидуальную трудовую деятельность, а в 1987 году разрешили создавать кооперативы.
Соответственно, для новых форм деятельности были предусмотрены и соответствующие виды налогов. Для тех, кто хотел заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предусмотрели патентную систему – плата за него рассчитывалась с учетом средних доходов тех, кто занимался аналогичной деятельностью.
Какой подоходный налог был в СССР?
Здесь ставки зависели от рода деятельности, а плательщиками являлись в том числе и рабочие. С
1924 года выделялось четыре группы плательщиков:
- рабочие и служащие;
- граждане, занимающиеся частной практикой;
- работники сферы искусств;
- лица, имеющие доходы от труда не по найму и кустари.
С 1926 года начала применяться система с тремя ставками:
- с рабочих и служащих брали 2,2% налога,
- с кустарей – 9,1%,
- а с нетрудовых элементов – 10,8%.
Для последних ставка могла быть еще больше, в зависимости от размеров дохода. Максимально – 41% с нетрудовых доходов.
При этом средняя заработная плата в 1926 году составляла 45-55 рублей, а один килограмм хлеба стоил 20 копеек (именно за килограмм, а не единицу).
Следующее изменение произошло в 1943 году. Плательщики стали делиться на:
- рабочих,
- служащих,
- литераторов,
- работников искусства,
- владельцев строений,
- граждан-владельцев сельхоз участков в городских поселениях,
- кустарей,
- ремесленников и других лиц, имевших самостоятельные источники дохода на территории Советского Союза.
Доходы менее 70 рублей вовсе не облагались налогом, а далее, процент зависел от их уровня. Например, с зарплаты в 71 рубль брали налог в 25 копеек, а с 80 рублей – уже 3 рубля 41 копейку.
При этом, согласно данным ЦСУ СССР, килограмм ржаного хлеба из обойной муки в 1944-1945 году стоил 1 рубль, а говядины средней упитанности 1 сорта – 12 рублей.
А вот в 1960 году подоходный налог решили вовсе отменить, даже был принят соответствующий закон. Однако он так и не начал действовать, а спустя два года был фактически отменен другим указом
С 1 января 1968 года, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года, последовало снижение подоходного налога для рабочих и служащих с доходом от 61 до 80 рублей в месяц.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 декабря 1972 года было принято решение вновь прекратить взимать подоходный налог с зарплат ниже 70 рублей и уменьшить нагрузку на тех, кто получает меньше 90 рублей.
В восьмидесятые годы налог очень сильно зависел от дохода и составлял от 0,35% для лиц, получающих менее 80 рублей в месяц, до привычных нам 13% с тех, кто получал больше 100 рублей в месяц.
С 1984 года и до начала девяностых необлагаемый доход находился на уровне 70 рублей и варьировался от 25 копеек с зарплаты в 71 рубль, до 8 рублей 20 копеек с зарплаты в 100 рублей. Те, кто получал больше, платил 13%.
С 1992 года было принято новое налоговое законодательство, которое предусматривало уже знакомую прогрессивную шкалу, варьировавшуюся от 12% с доходов до 200 000 рублей, до 40% с доходов больше 600 000 рублей.
Далее, корректировка ставок производилась практически ежегодно, в зависимости от экономического положения государства и уровня инфляции. Длилось это до тех пор, пока в 2001 году не была установленная плоская шкала налогообложения с фиксированной ставкой в 13%.
Теперь, как уже говорилось в начале, шкала вновь стала в какой-то мере прогрессивной.
А что по этому поводу думаете вы? Работали ли вы в какой-то из указанных периодов, какую зарплату получали и какие цены запомнили? Словом – как вы оцениваете свое финансовое состояние тогда и сейчас? Делитесь своим мнением в комментариях.
Будьте здоровы, берегите себя и своих близких. Спасибо за внимание.
Также, мне очень важны ваши оценки – если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее, нажав «ДА».
Война потребовала мобилизации всех ресурсов. Для финансирования расходов на оборону пришлось привлечь не только государственные средства, но и деньги населения. 1 января 1942 г. для совершеннолетних граждан был введен военный налог. Он заменил надбавки к подоходному и сельскохозяйственному платежам. От обязательств были освобождены военнослужащие и члены их семей, а также пенсионеры.
Ставка дифференцировалась по категориям населения. Колхозникам приходилось платить 150-600 руб. в год, а тем, кто не имел самостоятельной прибыли, – 100 руб.
В 1941 г. появился налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, который просуществовал вплоть до распада страны. Бездетные мужчины (20–50 лет) и женщины (20–45 лет) отчисляли государству 6% от заработка. Человек освобождался от платежа при доходе ниже 70 руб. в месяц.
Началось глубокое хозяйственное реформирование. Характерной особенностью этого исторического периода стала попытка отказаться от налогообложения граждан. Идея нового экономического эксперимента принадлежала Никите Хрущеву. 7 мая 1960 г. Верховный Совет СССР принял соответствующее постановление. Документ подразумевал полную отмену сборов с вознаграждения за труд рабочих и служащих.
В 80-х годах прошлого столетия экономика нашей страны достигла пика своей стабильности. Уровень жизни населения СССР вышел на исторический максимум.
В 1986 г. граждане получили право на индивидуальную трудовую деятельность. Для этого требовалось оформить патент в исполкоме СНД или оформить регистрационное удостоверение, предварительно уплатив государственную пошлину. Лица, имеющие патент, освобождались от подоходного налога, но должны были делать специальные ежегодные взносы. Остальные же платили его по ставке, зависящей от размера прибыли.
После 1988 г. появилось множество новых норм, регулирующих взимание средств в большинстве экономических сфер. Позднее все они были обобщены и систематизированы в Законе СССР «О налогах с предприятий, объединений и о��ганизаций».
Нормативная база, касающаяся физических лиц, также претерпела ряд изменений. Для имеющих крестьянские хозяйства утвердили самостоятельные режимы налогообложения.
Этот платеж, наряду с подоходным налогом, в СССР был главнейшим источником средств, поступающих в бюджет от населения. Первоначально его исчисление осуществлялось в пудах ржи или пшеницы, то есть в весовой мере. При этом учитывались:
- площадь пашни и сенокоса;
- количество людей в хозяйстве;
- численность продуктивного и рабочего скота;
- урожайность текущего года.
При переходе к взиманию в денежной форме единицей обложения стала десятина пашни. Для сенокосных угодий и сельскохозяйственных животных ввели специальные коэффициенты для перевода значений. В каждой местности были индивидуальные тарифы (существовало около 40 таблиц для расчета).
Платеж ввели Указом Президиума Верховного Совета СССР в ноябре 1941 г. Его целью было стимулирование рождаемости и повышение ценности брака. После войны его решили сохранить. Это было логично: страна понесла большие потери, поэтому требовалось срочно восполнить человеческие ресурсы.
Ставка напрямую зависела от ежемесячного дохода. Если размер зарплаты превышал 91 руб., из нее вычиталось 6%, а из суммы от 70 до 91 руб. – 5%. С лиц, которые получали менее 70 руб., налог не брали. От выплат освобождались те, кто не мог иметь детей из-за проблем со здоровьем, и граждане, дети которых погибли на фронте. Учащимся вузов и техникумов, а также Героям Советского Союза предоставлялись льготы.
Интересно, что обложение женщин и мужчин происходило по-разному. Первые платили, находясь в бездетном браке, вторые же – независимо от семейного положения.
В 1949 г. ставки сбора на бездетность для жителей села повысились. Теперь они должны были платить государству 150 руб. в год. Те, кто имел 1 ребенка, отдавали в казну 50 руб. На двоих детей отчислять следовало 25 руб. за год.
Декрет «О земле», принятый в 1917 г., полностью отменил право собственности на участки. Площади изымались у помещиков и передавались в пользование крестьянам.
Несмотря на то, что люди не являлись реальными хозяевами наделов, платить за них им все равно приходилось. Рента взималась как с застроенных, так и с незастроенных площадей. Ставка зависела от класса поселения и того, какие объекты были возведены на земле. Платеж варьировался от 0,5 коп. до 3,5 руб. за квадратный метр. От него освобождали лишь тех, кто вносил деньги за аренду в местные органы власти.
ПН, используемый в СССР, взимался с доходов, которые превышали 70 рублей. Но, помимо этого, была назначена налоговая льгота для отдельных граждан. Среди них:
- рабочие и служащие, получающие оплату в пределах лимита
- работники сельского хозяйства, получающие доход в колхозах
- военные, проходящие срочную службу или призванные на учения и сборы
23 апреля 1990 был принят и с 1 июля 1990 введен в действие Закон СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства».
Единовременный чрезвычайный налог
Новое постановление о взимании денег в бюджет было принято Советской властью в октябре 1918 г. В этот раз был введен единовременный чрезвычайный налог, сумма которого должна была составить 10 млрд рублей. Полученные средства планировалось перечислить в казну, а также направить на организацию Красной Армии. Налог предусматривал высокие ставки для кулацких хозяйств, чтобы заставить зажиточных крестьян продавать хлеб и другие продукты государству.
Согласно разъяснениям, чрезвычайный налог должны были платить все граждане страны, зарплата которых составляла более 1500 руб., имевшие запасы и не получавшие пенсию. Ставки для крестьян описывались в пудах зерна, а их величина находилась в зависимости от числа едоков в семье, посевных площадей и количества имеющихся в хозяйстве голов скота. Освобождалась от него беднота. Что касается средних слоев населения, то для них были разработаны небольшие ставки. Планировалось, что основная тяжесть финансовых перечислений в доход государства ляжет на городскую буржуазию и зажиточных крестьян. Списки таких граждан должны были быть составлены к 1 декабря 1918 г., а взыскание необходимо было произвести до 15 декабря 1918 г.
Единовременный чрезвычайный налог стал грандиозной по своим масштабам революционной контрибуцией. Однако его поспешное введение, непродуманность системы обложения и способов взыскания привели к неудаче. Вместо планируемых 10 млрд рублей страна получила всего 1,5 млрд.
Период с 1930 по 1941 гг.
Система налогов в СССР постоянно совершенствовалась. Очередная ее реформа была проведена в 1930-1932 годах. Ее целью стало преобразование взаимоотношений, существующих между кооперативными и государственными предприятиями с бюджетом. Постановление о проведении в СССР приняли СНК и ЦИК 2.09.1930 г. Одновременно с этим правительство страны предусмотрело ряд экономических, политических и организационных мероприятий, которые обеспечивали окончательное формирование денежно-кредитной сферы страны.
В государственную казну производили исчисления социалистические хозяйства и население. Все эти платежи были объединены в определенные группы. Так, в общественном секторе имел место:
- налог с оборота;
- подоходный налог, взимаемый с кооперации;
- платежи из прибыли;
- налог с оборота, полученного кинотеатрами;
- налог с совхозов;
- налог, взимаемый с суммы нетоварных операций предприятий;
- единая пошлина и т.д.
Исчислялся в СССР и подоходный налог. Он подлежал взиманию с частных лиц параллельно с:
- сельхозналогом;
- единовременным налогом, взимаемым с единоличных крестьянских хозяйств;
- налогом на сверхприбыль;
- сборами на нужды культурно-бытового и жилищного строительства и другими платежами.
Были ли налоги в СССР, касающиеся импорта и экспорта товаров? Да, в период с 1930 г. по 1941 г. существовала в стране и система таможенных пошлин.
Судя по данным статистики, государственный бюджет Советского государства в 30-х годах все более пополнялся доходами, полученными от социалистических хозяйств. Суммы поступающих финансов все более возрастали, прежде всего, благодаря отчислениям от величины прибыли организаций и налога с их оборота. Так, последний из этих сборов в 1935 г. позволил получить 44,9 млрд руб. В 1936 г. в казну поступило уже 53,1 млрд, а в 1937 г. — 57,8 млрд рублей.
В этот период продолжают создаваться благоприятные условия для исчисления налогов с зарплаты. В СССР граждане, занятые в общественном производстве, а также на кооперативных и государственных предприятиях, получили больше льгот, чем те, которые имели доходы от частной деятельности. Кроме того, были разработаны и внедрены льготы по подоходному налогу. Его суммы снижались при наличии иждивенцев в семье и детей.
Через четыре года после победы СССР в Великой Отечественной войне было окончательно подсчитано, насколько серьезный удар был нанесен по демографии СССР и какие слои населения пострадали больше всего.
Ими оказалось население, проживавшее в селах и деревнях. Причиной сложившейся ситуации стало того, что продвигаясь по советской территории, фашисты заходя в села и деревни, сметали все на своем пути, не оставляя в живых ни стариков, ни детей.
Именно по этой причине в конце 1949 года были внесены еще более радикальные поправки, которые касались именно жителей сельских местностей. Жители сел и деревень, которые не имели детей, обязаны были платить государству ежегодно по 150 рублей. Те, у кого был один ребенок, платили 50 рублей в год. Семьи с двумя детьми облагались налогом в 25 рублей.
К изучению истории налогообложения в России обращались такие известные дореволюционные историки, как Д.И. Иловайский, Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, И.Г. Прыжов, В.Н. Татищев и др., а также маститые экономисты: Э.Я. Бретель, И.Я. Горлов, В.П. Дьяченко, П.И. Лященко, И.Х. Озеров, В.Н. Твердохлебов и др.
Среди юристов в той или иной мере указанные вопросы исследовали С.В. Зaвaдcкий, Б.П. Распопов, Г.Ф. Шершеневич, А.Ф. Кисляковский, Ф.В. Тарановский и др. Кроме того, из дошедших до нас дореволюционных книг по праву хронологически самой ранней является изданный в Киеве в 1624 г. сборник церковного права «Номоканон», который содержит среди прочего положения об обязательных платежах в пользу церквей.
В современной науке отдельные периоды истории налогообложения и налогового права рассматриваются в работах М. Буланже, А.В. Брызгалина, И.С. Зуйкова, Л.В. Зуйковой, А.Д. Meльника, А.А. Тедеева, В.А. Тимошенко, Ю.П. Титoвa, А.В.Толкушкина, И.В. Торопицына, Д.Г. Черника и др.
Основными источниками доходов бюджета в первые годы советской власти были эмиссия бумажных денег и контрибуции, т.е. принудительные денежные или натуральные поборы.
8 ноября (26 октября) 1917 г. в составе наркоматов учрежден Народный комиссариат финансов (Наркомфин) — центральный орган государственного управления отдельной сферой деятельности или отдельной отраслью народного хозяйства.
Одним из первых изменений налогового законодательства после Октябрьской революции стало принятие Декрета Совета Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. «О взимании прямых налогов», устанавливавший налог на прирост прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов». Декретом предусматривались твердые сроки уплаты налога и санкции за просрочку платежей или уклонение от уплаты «вплоть до расстрела».
В условиях диктатуры пролетариата налогообложение и налоговое право стали средством классовой борьбы. Так, Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и СНКот 30 октября 1918 г. введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог с целью «изъять у паразитических и контрреволюционных элементов денежные средства и обратить их на неотложные нужды революционного строительства и оборону страны».
Взимался этот налог по раскладочной системе: общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем — по плательщикам. Согласно декрету эта раскладка должна была «производиться таким образом, чтобы всей своей тяжестью налог пал бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян». Городская и деревенская беднота полностью от уплаты налога освобождалась. Впрочем, экономический и политический эффект налога был невелик — вместо 10 было собрано около 1,5 млрд. руб.
Когда отменят транспортный налог в России?
Вопрос об отмены уплаты этого сбора поднимается ещё с конца 2015 года, именно тогда проявили инициативу депутаты от партии ЛДПР, предложив на рассмотрение законопроект, в котором обговаривалась возможность ликвидации сбора.
Однако чуть позже стало ясно, что поддержки от властей ждать не приходится, по нескольким причинам:
- Данный сбор выступает в роли одного из источников дохода бюджета, если быть более точным, то он пополняет казну на 146 миллиардов рублей ежегодно. Согласитесь, внушительная цифра.
- Руководство страны на данный момент держит решительную позицию, в связи с кризисной ситуацией убирать доходную часть, по их мнению, как минимум не целесообразно.
В нашей стране, как и во всём мире, большое значение для стабильного экономического развития имеет налоговая политика государства. И у нас в России, как в других развитых европейских странах, всё большее значение приобретают налоговые сборы, связанные с транспортом. По этим причинам можно сказать, что выбранная мной тема весьма актуальна.
В последние годы у нас в стране резко увеличилось количество транспортных средств. Это вполне закономерно для экономически развивающегося государства. И для нормального функционирования транспортной системы нам необходимо сейчас развивать нашу устаревшую, и теперь уже не справляющуюся с таким транспортным потоком, дорожную сеть. Это тем более актуально для государства, имеющего такую большую территорию. Только одним государственным финансированием эту проблему решить не возможно. Поэтому большую роль сейчас приобретает учёт и налог на транспортные средства.
В Росси Транспортный налог пропорциональный. Чем больше мощность транспортного средства, тем выше налог на это транспортное средство. Это связано с тем, что при использовании дорог, автомобили с большей мощностью наносят больше урона, чем автомобили с меньшей мощностью.
Целью моей работы является раскрытие транспортного налога. В связи с его актуальностью необходимо более подробно рассмотреть порядок исчисления и направления реформирования.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТРАНСПОРТНОМ НАЛОГЕ.
1.1 Общие положения.